Проповедь в неделю о самарянине

Христос Воскресе!

В нынешний воскресный день перед нами открывается богатая сокровищница Божественной мудрости, которой мы почерпаем из евангельского и апостольского чтений. Ныне, как вы слышали, Святая Церковь повелела обратить внимание на повествование евангельское, в котором говорится о том, что Господь, в Самарии будучи, беседовал с самарянкой и открыл ей тайны её жизни, обличил её за то, что она жила беззаконно с пятью мужами. И последний муж, который был у неё, тоже не являлся законным. Господь говорил самарянке о воде живой, о чём она сразу и не уразумела, потому что Господь имел ввиду Свое Божественное учение, которое всегда должно пребывать в сердцах человеческих, потому что от естественной воды человек только на время может утолить свою жажду, а вот Божественное учение — это живая вода, которая, постоянно пребывая в душе человека, оживотворяет его и даёт ему возможности жить праведно с Богом и в Боге.

В этом же повествовании мы слышали также настовление Господа относительного того, каким образом нужно поклоняться Богу, потому что между самарянами и иудеями, несмотря на то, что они были по происхождению своему одинаковы, но тем не менее разделились в своих мнениях и представлениях относительно тех ценностей религиозных, которые они исповедовали. Иудеи, живя в стране, которая так и называется Иудеей, в которой центр Иерусалим, говорили о том, что только в Иерусалиме, в храме Иерусалимском можно поклоняться Богу, поэтому в великие праздники иудейские, евреи со всех концов мира стекались в Иерусалим для того, чтобы здесь совершать общую молитву. А вот самаряне, которые жили севернее. Главный город у них Самария, и страна тоже так же называется Самарией, она северней Иудеи. Там жили тоже потомки древних Патриархов избранных, но тем не менее, они жили обособленно, и самаряне с ними не общались, вернее, иудеи, считая себя правоверными, не хотели общаться с самарянами, и мы это знаем на основании той притчи о милосердном самарянине, которая в своё время читалась в храме для того, чтобы мы размышляли о том, к чему призывает нас Господь через эту притчу. И вот самаряне считали, что у них есть гора Гаризим, на которой можно поклоняться. Иудеи были противниками этого и считали самарян нечестивыми.

За Самарией, как известно, ещё северней была Галилея, и самый известный город в этой стране — это Назарет. Так что Палестина или Святая Земля, земля избранного народа разделялась вот таким образом из-за того, что между этими людьми не было надлежащего общения. Иудеи считали себя самыми праведными.
Господь побеседовал с самарянкой и обличил её и сказал о том, что истинные поклонники будут поклоняться на всяком месте, не только в Иерусалиме, но и в других местах, потому что нужно Богу поклоняться в духе и истине. Самарянка, как повествует нам Евангелист Лука, пригласила жителей своего города, чтобы они послушали Спасителя, и когда они вслушались в то, что говорит Господь, попросили Его остаться в городе, в течение двух дней, Господь пребывал там и наставлял жителей страны самарийской в истинах веры и благочестия, и они действительно познали, что Пришедший к ним есть Христос, Мессия, Который Был предвозвещён древними пророками.

Но, вот апостольское чтение из Деяний святых апостолов переносит нас на места, в которых проповедовали святые апостолы. Дееписатель говорит нам о том, что христиане из Иерусалима распространились по многим городам и весям, потому что после того, как было совершено гонение на христиан, закончившийся мученической кончины архидиакона Стефана, многие ушли из Иерусалима, из Иудеи и направились в другие края, для того чтобы там проповедовать о Христе. И, как свидетельствует дееписатель, христиане распространили веру христову и в Финикии, которая севернее Иудеи находится на побережье Средиземного моря, дошли до Кипра, до этого большого острова, а также были и в Антиохии — это очень известный такой центр. Хотя этот город находился в провинции, далёко от Рима, но он славилась своими древними языческими традициями. Когда христиане пришли в Антиохию, они проповедовали не всем, а только иудеям. Они приходили в синагоги, где собирались иудеи, и там проповедовали о Христе, и эта проповедь была благоуспешной среди иудеев. А вот те христиане, которые уже имели опыт проповеди о Христе на Крите, Киринее и других местах, придя в Антиохию, стали проповедовать и язычникам, и эта проповедь тоже была тоже благоуспешна.

Когда слух об успешности проповеди дошёл до Иерусалима, то бывшие в Иерусалиме апостолы направили апостола Варнаву в город Антиохию для того, чтобы там утверждать тех, которые уверовали во Христа. И апостол Варнава, когда прибыл в Антиохию, то возрадовался тому, что он узрел действие Божественной благодати, потому что множество людей обратилось ко Христу. И он наставлял христиан, которые уверовали во Христа, но видел, что ему одному будет трудно наставлять всех, потому что было очень много увероваших. Поэтому он отправился в город Тарс, где в это время проживал апостол Павел, который именовался Савом. Так вот найдя апостола Павла в Тарсе, пригласил его, чтобы вместе они проповедоввали в Антиохии. Апостол Павел согласился, и вскоре они прибыли в Антиохию и, как говорит нам дееписатель, они в течение целого года проповедовали тем, которые уверовали во Христа, и тем, которые хотели слышать проповедь о Христе. Они собирались по-прежнему в синагогах и там проповедовали о Христе, и множество людей присоединилось к Церкви. И впервые тогда ученики Христовы стали именоваться христианами. Вот откуда происходит то название и призвание, которое и мы носим, называя себя христианами. До этого, как свидетельствуют нам апостольские послания, христиане именовались или учениками, или святыми, или избранными, или народом избранным, взятым в удел Господу, и другие наименования были, которые по разному определяли сущность и значение того, что тот или иной человек принадлежит к Церкви, что исповедует веру во Христа. Учениками, естественно, назывались, потому что они признавали для себя Христа как Божественного учителя, Которому не только внимали через апостолов, воспринимая Его учение, но и потому что, действительно, старались осуществлять в своей жизни то, что было Им проповедано. А святыми именовались потому, что были призваны к святости. Родом избранным или народом, взятым в удел, именовались, потому что они, хотя и жили в мире, но были не от мира сего, как о том говорил ещё Сам Господь в отношении Своих учеников-апостолов. И эти именования определяли разные качества тех людей, которые уверовали во Христа. А вот одно короткое слово «христианин» или «христианка», очень точно и сразу определяли сущность того, что здесь имелось ввиду. Христиане — это люди Христовы, это и ученики, и святые, и род избранный, потому что всё это включалось в понятие христианина.

Нужно сказать, что древние христиане, христиане первых веков, в особенности в апостольское время, когда начались жестокие гонения не только со стороны иудеев, но и со стороны язычников, многие христиане были призываемы к тому, чтобы дать отчёт перед мучителями. Они на всякие вопросы о роде, о происхождении, о занятиях говорили «я христианин» и «я христианка». Так отвечали верующие во Христа тем, которые хотели вопрошать их о роде, и о происхождении, потому что никакие земные звания они не признавали, хотя, конечно, среди христиан были люди знатные и могли похвалиться своим происхождением, потому что среди них были и люди из богатых семей, из семей знатных. Вот царица Александра, как вы знаете, была из царского рода, и многие другие мученики и мученицы были знатного происхождения, но когда мучитили их вопрошали о роде и происхождении они только одно говорили «я христианин» и «я христианка», дорожа этим званием, и никакие другие звания они не признавали.

Конечно, в нашей земной жизни звания имеют определенное значение, потому что они определяют ту иерархию отношений, которая существует обычно в мирских условиях жизни. Но все эти звания пренебрегали святые угодники Божии, святые мученики и исповедники, которые признавали себя только христианами, и вот это звание, которое свидетельствует о призвании было для них самым важным и самым главным в их жизни, не только на словах, но и на самом деле, потому что они готовы были пожертвовать и своим здоровьем и даже своей жизнью, но никогда не отказывались от этого звания христианского.

Из Священного Писания мы знаем и другие именования по отношению к людям. Например, в Священном Писании Ветхого Завета, когда повествуется о праведном Иове, говорится, что был человек, имя ему Иов. В начале Евангелия от Иоанна евангелист говорит об Иоанне Крестителе, что был человек, которому имя Иоанн. Так вот человек с определенным именем — это то, что присуще человеку, потому что наименование живого существа человеком свидетельствует о том, что человек имеет и образ Божий, и что он призван к тому, чтобы служить Богу, если, конечно, надлежащим образом он понимает свое предназначение. Но в обыденной жизни мы говорим, что вот этот человек — добрый, сердечный, этот человек приятный, но эти свойства, эти прилагательные, которые определяют те или иные качества человека, вообще-то, не нужны, если мы имеем ввиду, что человек на самом деле таковым является. Здесь не требуются какие-то дополнительные прилагательные, которые бы опредляли те или иные свойства человека. Если человек есть человек, то он все эти свойства имеет. Он и добрый, он и приятный, он и любвеобильный, т. е. то же самое происходит, что и с именем христианин, когда говорится, что христианин или христианка, то имеется ввиду, что здесь речь идёт о том, что все свойства положительные, добрые, все они заключаются в этом имени, и дополнительных прилагательных к нему не требуется.

Вот, дорогие братья и сёстры, то, что вытекает из этого повествования, когда дееписатель говорит, что ученики Христовы в Антиохии впервые стали именоваться христианами. И, конечно, звание христианин или христианка — это звание высокое, поэтому святой апостол Павел в своих посланиях говорит относительно того, что мы должны поступать достойно звания нашего. Наше звание христианское, и этому званию необходимо соответствовать, а соответствовать можно только тогда, когда мы являемся подлинными учениками Христовыми, когда мы стремимся к святости, когда мы не творим того, что присуще окружающему нас миру, когда мы в мире, но не от мира — вот тогда мы, действительно, являемся настоящими христианами.

Святитель Тихон Задонский, размышляя о звании христианском, говорит, что мы хвалимся своей верой, а поступаем ли в соответствии с требованиями веры. Мы именуемся христианами, но распинаем ли мы свою плоть со страстями и похотями, потому что апостол Павел говорит, что те, кто во Христе, распинают свою плоть со страстями и похотями. Поэтому, если мы считаем себя действительно христианами, то не должны стремиться к тому, чтобы в нас было поползновение ко греху. Святитель Тихон Задонский говорит о том, что мы содержим Евангелие, читаем, внимаем Евангелие, но поступаем ли мы по евангельским заповедям. Святой Иоанн Златоуст ещё в 4-м веке говорил, что жизнь христиан имеет важное значение, в зависимости от того, какова эта жизнь, приводит ли она окружающих христиан людей ко Христу или отвращает от Христа. Святитель Иоанн Златоуст, когда был пресвитером, проповедовал в городе Антиохии, в том самом городе, где ученики Христовы впервые стали именоваться христианами. В Антиохии, как свидетельствуют историки, в то время, когда там жил святитель Иоанн Златоуст, примерно только половина жителей были христианами, а остальные были язычники, иудеи и представители других религий. Так вот святой Иоанн Златоуст говорит, что если бы все христиане, которые живут в Антиохии, были действительными христианами, то вокруг не было бы язычников. Это свидетельство святого Иоанна Златоуста имеет очень важное значение, потому что оно актуально не только для того времени, когда жил этот святитель, но и для нашего времени тоже это злободневно, потому что всё зависит от того, насколько мы тверды в своей вере, на сколько мы готовы исповедывать свою веру безбоязненно и мужественно перед другими людьми, главным образом зависит от того, как мы осуществляем свою жизнь, действительно ли, как говорит святитель Тихон Задонский, соответствуют ли наши слова и дела, не расходятся ли наши слова с делами, действительно ли мы исполняем евангельские заповеди и совершаем то, что заповедал нам Господь. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем дорожить тем христианским званием, которое дано нам, потому что мы, принимая святое Крещение, становились христианами и таковыми должны быть на протяжении всей своей жизни. Будем стремиться к тому, чтобы не только словом, но и своей жизнью свидетельствовать о тех непреходящих духовных ценностях, которые даны нам Самим Господом и Спасителем нашим.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
18 мая 2014г

Оставить комментарий

Добавить комментарий