Проповедь в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы (19.04.2015)

Христос Воскресе!
Ангел Господень сказал: «Идите и, ставше в храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян.5:19). Так, дорогие братья и сестры, завершается нынешнее чтение из книги Деяний святых апостолов, которое мы слышали за Божественной Литургией. Чтение, в котором повествуется нам о жизни первых христиан апостольского времени. Это чтение свидетельствует нам о том, что христиане в древности находились в общении с апостолами, в общении друг с другом. В то же время это чтение говорит нам и о том, что народ благоволил святым апостолам и почитал их, а первосвященник и его единомышленники саддукеи добились того, что заключили апостолов в темницу. Но ночью Ангел Господень открыл двери темницы, и апостолы вышли из темницы, а Ангел Господень им сказал, чтобы они пришли в Иерусалимский храм, туда где они проповедовали и раньше, и там продолжали свое апостольское благовестие во исполнение заповеди, которую дал Господь Своим апостолам: «Идите в мир весь и проповедуйте Евангелие всей твари. Идите, крестя и уча соблюдать все то, что Я повелел вам». Так Господь заповедал, и святые апостолы, во исполнение этой заповеди и по слову Ангела, продолжали проповедь в Иерусалимском храме. И это, конечно, имело очень важное значение для распространения учения Христова среди людей. И нам свидетельствует тоже та же книга Деяний святых апостолов, что проповедь святых апостолов была благоуспешна, что множество людей присоединялось ко Христу, как говорит дееписатель. И мы можем только восхищаться и удивляться тому, что проповедь святых апостолов была благоуспешной. И то, что множество людей присоединялось к Церкви — это является самым важным свидетельством того, что, действительно, проповедь святых апостолов распространялась, всегда приносила свои соответствующие плоды.
Почему проповедь святых апостолов была так благоуспешна? Она была благоуспешна именно потому, что святые апостолы видели все то, что совершал Господь, Его великие и чудные дела, Его многие чудеса. Из уст Самого Господа они слышали благовестие, которое потом распространяли по всему миру. То живое слово, о котором напомнил Ангел Господень святым апостолам — это именно то благовестие, то Евангелие, то Божественное учение, которое принес в мир Сам Господь наш, Иисус Христос. И святые апостолы, конечно, проявили великие и дивные чудеса, которые слышали от Самого Господа, которые были свидетелями Его славного Воскресения и славного Вознесения и сподобились они сошествия Святаго Духа на них.
Конечно, до того, как святые апостолы восприняли благодать Святаго Духа, они проявляли некоторые человеческие слабости. Например, святой апостол Петр, который в момент испытаний, отрекся от Христа; святой апостол Павел, который первоначально был жестоким гонителем христиан; святой апостол Фома, о сомнении и маловерии которого мы слышали сегодня в евангельском чтении из Евангелия от Иоанна. Это свидетельства о тех человеческих недостатках, которые имели апостолы. Но, благодаря тому, что на них воздействовала Божественная благодать Святаго Духа, которая снизошла на них в день сошествия Святаго Духа, в день Пятидесятницы, они преодолели эти свои недостатки человеческие и, наоборот, стали проявлять мужество, уверенность, дерзновение, с которым они проповедовали слово Божие.
Святой апостол Петр, как свидетельствуют те же Деяния апостольские, говорит: «мы не можем не говорить о том, что видели и что слышали». И это, конечно, очень важно не только для святых апостолов, потому что апостолы видели и слышали, но ведь они проповедовали тем людям, которые и не видели, и не слышали Самого Господа. Но благодаря уверенности, благодаря той Божественной благодати, которая действовала через святых апостолов, их слово становилось сильным, могущественным, покоряющим сердца многих тысяч людей. И святой апостол Иоанн Богослов говорит: « О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1: 1–4). Общение со Христом должно иметь значительное место в жизни христиан. Древние христиане дорожили именно этим общением, потому что через общение со святыми апостолами они и имели общение с Самим Господом. Этим общением они дорожили и считали его выше всяких земных благ, они не щадили ни своего здоровья, ни даже своей жизни лишь бы не потерять общения с Господом, которое считали для себя высшим благом. И, конечно, Слово жизни, которое обращено ко всем христианам, тоже должно подвигать сердца людей к тому, чтобы это общение со Христом имело место и в жизни каждого верующего человека.
Одним из важнейших условий для того, чтобы сохранять и иметь общение со Христом, является усвоение этого Слова жизни, этого Благовестия, которое исходит от святых апостолов, которое они слышали непосредственно от Самого Спасителя. Но усвоение не внешнее, не только просвещение этим Словом жизни своего ума, но нужно стремиться к тому, чтобы Слово жизни явилось достоянием сердца, чтобы оно всецело проникало в душу, в чувства и волю, для того, чтобы оно было живым и действенным, как говорит святой апостол Павел: «Слово Божие живо и действенно»(Евр.4:12). И оно таким должно быть, если мы надлежащим образом вопринимаем и усваиваем Слово жизни, то есть Евангельское Благовестие.
Конечно, усвоение Слова жизни требует от нас не только того, чтобы мы принимали Его и руководствовались им в собственной жизни, но и чтобы распространяли его. И в этом отношении святой апостол Павел указывает нам несколько условий, которые мы должны соблюдать. Прежде всего мы не должны быть, по слову святого апостола Павла, «младенцами, колеблющегося от всякого ветра учением, которое проповедуется инакомыслящими», мы должны стремиться к тому, чтобы сохранять то учение, в котором мы наставлены, чтобы мы воспринимали Слово жизни, потому что «оно есть спасение всякому верующему человеку», как говорит святой апостол Павел. Вот это нам всегда нужно иметь ввиду и руководствоваться этим Словом жизни. Стремиться к тому, чтобы наша вера и жизнь наша соответствовала этому Слову жизни, потому что это Слово жизни говорит нам о Христе, о том, что мы должны иметь общение с Источником жизни, с Самим Господом, Который воскрес, победил смерть и сокрушил ад. И даровал нам надежду на подлинную, истинную жизнь с Богом и в Боге.
Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
19 апреля 2015 года

Добавить комментарий