Проповедь на Апостольское чтение Недели 26-ой по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы,… смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что’ есть воля Божия». (Еф. 5, 10-11, 15-17)

С такими словами назидания обращается к нам сегодня св. ап. Павел. И св. Церковь, напоминая нам этот апостольский призыв, побуждает нас вникнуть в его смысл и принять его как правило для нашей жизни. Рассмотрим же, дорогие братья и сестры, эти наставления великого Апостола и извлечем из них надлежащие уроки для себя.

Святой Апостол призывает ефесских христиан, а вместе с ними и нас: «испытывайте, что благоугодно Богу». Апостол Павел проповедовал в городе Ефесе в течение трёх лет и за это время возвестил ефесянам всю волю Божию. Разве после столь продолжительного апостольского благовестия ефесские христиане не знали, что благоугодно Богу? Конечно, знали, так же, как и мы знаем это из Священного Писания. Поэтому св. ап. Павел, наблюдая за повседневной жизнью христиан, за их делами и поступками, видя опасности отступления от нравственных требований, говорит, что необходим постоянный контроль христиан за своим поведением, является ли оно благоугодным Богу. При этом Апостол указывает, что христиане своей жизнью должны являть плоды Духа, состоящим « во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5,9). В этом, дорогие братья и сестры, заключаются критерий и мерило также и наших дел и всей нашей жизни. И мы должны постоянно испытывать себя, поступаем ли мы благоугодно Богу, соответствуют ли наши дела благости, праведности и истине.

Далее св. ап. Павел увещевает: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы». Этот призыв связан с тем, что ефесские христиане жили в окружении язычников, которых было большинство, и поэтому пороки языческого общества могли оказывать худое влияние на христиан. В апостольское время явных отступлений от христианской нравственности было немного. В таких случаях сами апостолы согрешивших отлучали от церковного общения до исправления. Но христиане иногда невольно могли участвовать в таких делах, например, в языческих общественных празднествах, которые не заключали в себе чего-либо явно худого. И тем не менее, христиане, будучи, по слову св. ап. Петра, родом избранным, людьми, взятыми в удел Божий, «чтобы возвещать совершенства» (1 Петр. 2,9). не должны были участвовать и в таких делах, ибо они были связаны с греховной жизнью общества. Поэтому св. ап. Павел и требует особой осторожности в поступках и мудрости в суждении о том, что должно считать неприемлемым для христиан: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые».

Как благовременно это наставление и для нас! Мы слышим с разных сторон сторон множество различных соблазнительных суждений и призывов. Поэтому очень важно иметь нам благоразумие и мудрость, чтобы отвергнуть то, что может привести к пагубным последствиям.

Следующий призыв: «Дорожите временем, потому что дни лукавы». Сколько мудрости заключается в кратких словах: «Дорожите временем!» К сожалению, человек далеко не всегда дорожит временем, часто расходует его бездумно, как будто в его расположении не десятилетия, а сотни или тысячи лет. Апостол же призывает дорожить временем, временем нашей жизни, дарованной нам для того, чтобы стяжать плоть Духа для жизни вечной. Дорожите, чтобы потом не сокрушаться о напрасно и бесплодно прожитой жизни. Ведь упущенное время уже никогда невозможно ни вернуть, ни восполнить.

«Дорожите временем, потому что дни лукавы». Что означает «дни лукавы»? Свт. Иоанн Златоуст, изъясняя эти слова, замечает, что мы часто говорим «тяжелый день», «злые времена», имея ввиду те дела и события, которые происходят в нашей жизни. «Лукавство дня» зависит от того, что в течение его происходит худого, злого и к чему человек имеет прямое или даже косвенное отношение. Кроме того «лукавство дня» означает быстротечность времени. Человек и оглянуться не успеет, как время безвозвратно уходит. Мы постоянно находимся в непрестанном потоке времени, которое течет в океан вечности и быстро уносит нас из этой временной жизни. И поэтому так важно в быстротекущем потоке земного бытия успеть сделать как можно больше добра, которое было бы достойно вечности.

Св. ап. Павел обращается к нам и с таким увещеванием: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Св. Апостол наставляет нас на том, чтобы мы были рассудительны, отличались духовной мудростью, черпая её из источника Божественной мудрости — Священного Писания, в котором раскрывается нам воля Божия. Ещё в Ветхом Завете св. пророк Давид говорит о том, что великое благо для человека постоянно поучаться в Законе Божием. Он уподобляет человека, питающего себя словом Божиим, древу, посаженному у истоков вод. Постоянно питаясь неоскудевающей влагой, такое дерево покрывается листьями, обильно цветет и приносит полновесные плоды. Подобно сему и человек, постоянно питающий себя живоносным источником Божественного слова, возрастает духовно, совершенствуется и приносит богатые плоды Духа — добродетели.

Ещё одно наставление преподает св. Апостол: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» (Еф. 5,18). Такое наставление было весьма благовременным для христиан, живших среди язычников, потому что языческие празднования всегда сопровождались крайним разгулом и распутством. Но это же повеление Апостола благовременно и для нас, особенно в эти предновогодние дни, когда многие запасаются множеством явств, всяких лакомств и горячительных напитков, чтобы пиршествовать в новогоднюю ночь. И это несмотря на то, что всем известно о пагубности излишеств для физического и нравственного здоровья. Так же, как и ведомо о том, что от умеренности никто не может пострадать. Однако св. ап. Павел сегодня призывает не только к умеренности, он повелевает духовно обогащаться, говоря: «Исполнитесь Духом».

Будем же, дорогие братья и сестры, внимать тому, к чему призывает нас св. ап. Павел в послании к ефесянам, будем постоянно напоминать себе о воле Божией, а, напоминая, — стремиться исполнять её так, как того требует Сам Господь, Который сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7,21).

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
22 декабря 2013 г.
Оставить комментарий

Добавить комментарий