Проповедь на день святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«В память вечную будут праведники!»

Этими и многими другими словами Святая Церковь ныне прославляет святителя и чудотворца Николая. Святитель жил в далекое от нас время и в далекой от нас стране, но память его из поколения в поколение, из века в век, из рода в род переходит, потому что это великий угодник Божий, который прославился своим подвигом, своим служением, своим верным пребыванием о Господе, своим искренним чувством любви, которое он простирал на окружающих его людей. Память святителя Николая совершается дважды в год, и, кроме того, каждый четверг Святая Церковь вспоминает подвиги и труды святителя Николая, потому что он заслужил того, чтобы его прославляли, чтобы к нему обращались усердной молитвой, ожидая небесной помощи по его заступничеству.

Более 16 столетий тому назад жил святитель Николай. Он родился ещё в III веке и жил в конце 3-го столетия и первой половине 4-го столетия. Святая Церковь прославляет его, как правило веры. Исповедовать веру Христову тогда, когда жил святитель Николай, было весьма трудно и даже опасно, потому что святитель жил в то время, когда ещё продолжались жестокие гонения на христиан. Он родился в городе Патары, где служил его родной дядя, тоже по имени Николай, и под его руководством святитель Николай воспитывался в христианской вере и благочестии, поэтому он был крепким в вере, безбоязненным и мужественным исповедником веры Христовой, несмотря на то, что были жестокие гонения. Эти гонения грозили не только различного рода мучениями и истязаниями, но и мученической кончиной. Но святитель Николай, будучи твёрдым в своей вере, воспитанным в христианском духе, мужественно противостоял всем козням гонителей. Он был заключен в темнице, в течение очень многих лет находился в тюрьме, но и там тоже мужественно исповедовал веру, укрепляя и других, потому что очень много христиан тогда было ввергнуто в темницу за исповедование веры Христовой.

В то вермя, когда его дядя, епископ Николай Патарский, отправлялся в Иерусалим на поклонение святым местам, святой Николай, будучи пресвитером, помогал пастве Патарской, руководил этой паствой, наставлял и укреплял в истинной вере. Известно также из жизни святого угодника Божия, что он не только во время гонений исповедовал твёрдо свою веру и мужественно стоял перед лицом мучителей, нисколько не поколебавшись, наоборот, других утверждая в вере. Но после того, как Церковь утвердилась при императоре Константине Великом и вера христианская стала дозволенной, появились новые опасности для веры Христовой, появилось лжеучение со стороны еретиков, которые неправильно учили о Сыне Божием. Поэтому святитель Николай мужественно защищал истинную веру против лжеучителей. Известно, что он был на Первом Вселенском Соборе и вместе с другими отцами этого Собора противостоял последователям той ереси, которая неправильно учила о Втором Лице Пресвятой Троицы, т. е., о Христе, Сыне Божием, Который пришел для того, чтобы совершить дело спасения всего рода человеческого. Это неправильное учение влекло за собой и неправильное понимание того, что совершил Господь, а отсюда, и неправильное понимание того, что требуется от верующих во Христа для того, чтобы воспринимать искупительные заслуги Господа и как совершать дело своего спасения.

Таким образом, мы видим, что Святая Церковь, прославляя святителя Николая как правило веры, имеет в виду все те события, которые связаны с одной стороны с гонениями на христиан, когда нужно было мужественно исповедовать веру Христову, и с тем временем, когда нужно было противостоять еретическим заблуждениям, нисповергающим православное учение о Христе, Сыне Божием.

Святая Церковь, также, именует святителя Николая образом кротости. Кротость — это особая добродетель. Святая Церковь прославляет святителя Николая за эту добродетель, потому что он, действительно, проявил незлобие по отношению к окружающим его людям, несмотря на то, что его подвергали всевозможным мучениям. Он не гневался, памятуя о том, что Господь на кресте молился за своих распинателей, говоря: «Прости их Господи, ибо не знают, что творят». Таким образом, подражая кротости Господа, относился к тем, кто преследовал христиан и кто подвергал его лично мучениям, истязаниям и всевозможным испытаниям. Этот дух кротости Господь ублажает и в заповедях: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». И это обетование Господа исполнилось и на святителе Николае, потому что то, что наследовал святитель Николай, это, конечно, не земные пространства какие-то, а та память во всех концах земли, которая хранится о святителе Николае, о его жизни, о его деятельности, о его служении ревностном Господу, и, таким образом, он, действительно, исполнил, то, что говорит Господь: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Наследование земли — это память во всех концах вселенной, которая через века, через пространства дошла и до нас, и мы имеем такую радостную возможность прославлять святителя Николая и обращаться к нему в наших молитвах не только в дни празднования его памяти, но и всегда, во всех обстоятельствах жизни.

Благодарная память о святителе Николае проявляется в том, что на всех просторах Руси Великой построено множество храмов в честь святителя Николая. Святитель Николай прославляется в тех местах особенно, где построены храмы в его честь, где возносится бескровная жертва, где постоянно совершаются молебны и другие молитвословия, прославляющие святителя и свидетельствующие о том, что молитва христиан, обращенная к нему, всегда бывает исполнена.

Святитель Николай также прославляется как учитель воздержавный. Воздержание — это тоже особая христианская добродетель. Она проявляется во многих обстоятельствах нашей повседневной жизни, только, к сожалению, мы не всегда на неё обращаем внимание. Она заключается в безусловном воздержании от всяких пороков и страстей. Но есть и условное воздержание, которое заключается в умеренности: умеренном потреблении пищи, умеренном потреблении всего того, что является необходимым для нашей повседневной жизни. Вот эта умеренность и являлась отличительной чертой святителя Николая. Для себя он не желал многого. Он довольствовался самым малым. Если приносили какие-либо пожертвования в церковь, то святитель Николай использовал это для оказания немощным, нуждающимся, бедствующим людям. Известно его милосердие, которое проявилось в спасении девиц от позора. Будучи сам преисполненным нравственной чистоты и целомудрия, он очень богомудро распорядился теми средствами, которые были в его распоряжении, чтобы спасти честь невинных девиц. И, конечно, наши предки, когда прославляли святителя Николая за его воздержание, то имели в виду и нравственную чистоту, и целомудрие, когда говорили, что «надо беречь честь смолоду», имея в виду именно вот эту нравственную чистоту, целомудрие, которое свидетельствует о целостности человеческой личности, которая не растрачивает себя на всевозможные сомнительного характера удовольствия плоти, потому что именно таким только образом, держа себя в нравственной чистоте, можно исполнять заповеди Господни. Ведь Господь уважает «чистых сердцем», потому что они «узрят Господа», и это, действительно, стяжается благодаря только нравственной чистоте человека и стремлению к тому, чтобы, освободившись от пороков и страстей, всецело предаться стяжанию добродетелей.

Вот вкратце, дорогие братья и сестры, то, что заключается в тропаре, который поется в этот день: «Правило веры, и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей Истина.» А «вещей Истина» — это Сам Господь. Он явил святителя Николая таким угодником Своим, который и прославляется Самим Господом, который прославляется и нами, к нему мы обращаемся с молитвами.

Святитель Николай почитается не только среди православных, но и среди других христиан, тем более, что мощи святителя Николая пребывают в городе Баре. Это храм католический, в котором находятся мощи святителя Николая, но там можно молиться всем христианам, которые во множестве в настоящее время, благодаря Господу, могут посещать это святое место.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей и путешествующих. Многие из тех, кто по долгу службы своей находятся во власти морской стихии, всегда обращаются к святителю Николаю, и моряки всегда почитают его, потому что он, действительно, являет чудеса милости и спасает очень многих, именно тех, кто с сокрушенным сердцем, истинно стремится к тому, чтобы найти небесную помощь по молитвам этого великого угодника Божия. Будем же, дорогие братья и сестры, прославляя ныне святителя и чудотворца Николая, всегда обращаться к нему с нашими молитвами, и Господь, по милости Своей, по молитвам святителя, удостоит нас неизреченных благ.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
19 декабря 2013 г.
Оставить комментарий

Добавить комментарий