Проповедь на евангельское чтение Гал. 1,11-12

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

“…Братия, Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое…” (Гал. 1,11-12). Вот так говорит святой апостол Павел, как мы слышали, в послании к Галатам. Обращаясь к христианам этой страны, святой апостол Павел говорит о том, что его благовестие не человеческое, т. е. не от самого себя проповедовал, а проповедовал по откровению Господа Иисуса Христа. Он так прямо и говорит, что он был научен через откровение самого Иисуса Христа. И далее он напоминает относительно того, что было с ним до того, как он стал ревностным проповедником Христова учения. Он говорит о том, что он преуспевал более в иудействе, чем его сверстники, как он был гонителем, напоминает о том, что нам говорят «Деяния апостолов» более пространно, когда было гонение на первых христиан и когда пострадал первомученик архидиакон Стефан, которого побили камнями, а апостол Павел стерег одежды тех, которые занимались этим богомерзким делом, хотя они думали, что проявляют ревность в служении Богу. Таково было заблуждение древних иудеев и святой апостол Павел разделял это мнение и такое отношение к Христову учению и тем, кто следовал Христу. Но потом, как известно, на пути в Дамаск Господь явился Павлу, который намеревался и в Дамаске тоже продолжать гонения на христиан. И когда это явление имело место, апостол переменился совершенно, он стал ревностнейшим проповедником Христова учения. И поэтому он говорит: «Евангелие, которое я вам благовествовал не есть человеческое». А говорит он об этом потому, что в Галатии, в этой стране, которую просвещал святой апостол Павел, были и лжеучители, которые хотели подорвать авторитет апостола Павла и тем самым низвести, уничтожить успехи его проповеди, потому что благодаря проповеди апостола Павла многие в этой стране обратились ко Христу. И думали эти лжеучители, что если они подорвут авторитет апостола Павла, то смогут своё лжеучение насаждать среди тех, которых светом Истины просветил великий апостол язычников.

Поэтому он не столько сам себя оправдывает, сколько защищает то слово истины, которое проповедовал, потому что дело было не только в том, чтобы подорвать личный авторитет апостола Павла, но чтобы и ниспровергнуть само то учение, которое апостол воспринял от Господа и которое он проповедовал Галатийским жителям. И мы знаем из Евангельской истории, особенно из «Деяний святых апостолов», как апостолы, не только апостол Павел, но и другие апостолы, ревностно проповедовали Евангелие Христово и просвещали им всех людей, которые внимали, которые слушали, которые стремились к тому, чтобы познать Божественную истину, принесенную в мир самим Спасителем.

И эта проповедь была благоуспешна. Это просто удивительно, как говорит святой Иоанн Златоуст, что эти простые немудрые рыбари проповедовали учение Христово и многие покорялись им. Святитель делает такое сравнение: вот если бы мы представили, что опытнейший в военном искусстве полководец, применяя все силы, и знания, и умения, не победил врагов, а один воин, который не имеет ни щита, ни меча, побеждает противника. Вот это относится к апостолам. Они были безоружными против этого мира. Язычники были вооружены и властью, и силой, и, конечно, древнейшими обычаями и традициями, которые они твёрдо хранили и поэтому думали, что если христианство опровергает их традиции, то это и подрывает  и власть имущих. Вот поэтому то они вооружались против христиан,  совершали всевозможные гонения, подвергали мучениям, заключали в темницы, изгоняли из тех мест, где жили христиане, для того, чтобы истребить не только христиан, но и само учение и память о христианах.

Но почему таким победным шествием совершалось гонимыми просвещение светом Евангельской истины? Да потому, говорит святой апостол Павел, что то благовестие, которое он благовествовал, не есть человеческое, это слово Божие. Поэтому оно обладает особой невидимой духовной благодатной силой. И поэтому проповедники этого учения были сильными против власть имущих, против всех, за которых были традиции, обычаи и все устои социальной и государственной жизни. Всё это было для пользы язычников, которые противостояли христианам. Но христиане победили, несмотря на то, что тяжкие гонения продолжались в течение трёх столетий. Только после этого торжество христианства наступило. Вот, дорогие братья и сестры, то, что связано со словами святого апостола Павла, с его свидетельством о том благовестии, которое он благовествовал, и которое благовествовали также и другие апостолы и их последователи. И это благовествование было благоуспешным потому, что сам Господь совершал те великие дела, которые связаны с успешной проповедью святых апостолов. Святой апостол Павел недаром говорил: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе…» И вот это дерзновение, это апостольское убеждение, что Господь Сам помогает успеху благовестия, помогало апостолам преодолевать всевозможные препятствия, гонения, преследования, мучения, которым они подвергались. Поэтому они мужественно шли и добивались успеха в благовестии своем, в распространении Христова учения. И это благовестие оставлено нам в назидание для того, чтобы мы воспринимали это слово, слово Евангельское, слово Апостольское, воспринимали и, следуя тому, что заповедано в Божественном откровении, в Священном Писании, стремились осуществить его в своей жизни, чтобы свет христианской жизни способствовал просвещению окружающего нас мира.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
10 ноября 2013г.
Оставить комментарий

Добавить комментарий