Проповедь на слово из Евангелия от Луки 18, 18-27

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Эти слова Господа мы слышали сегодня во время чтения Евангелия от Луки. Но в Священном Писании Нового Завета многократно и многообразно говорится о необходимости исполнения заповедей, как непременного условия для достижения общения с Господом, блаженства как в настоящей, так и в будущей жизин. Сегодня евангельское повествование нам говорит о том, что один знатный человек, который именуется князем, пришёл ко Господу, искушая Его, и вопрошал, что же ему нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. Он назвал Господа благим. Но Господь знает, что этот человек не считал Его благим, поэтому Господь сказал ему: «Что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог», но если ты хочешь наследовать жизнь вечную, то соблюди заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою». И на это ответил вопрошавший Господу, что всё это он сохранил от юности своей. Тогда Господь посмотрел на него и сказал: «Ещё одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». Но этот человек, услышав такое наставление Господа, возмутился духом, потому что он был богат и это было неприемлемо для него. Поэтому Господь сказал окружавшим его людям: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». На это окружавшие Господа тогда спросили, а как же можно тогда спастись. И Господь ответил: «Невозможное человекам возможно Богу».

Вот таково евангельское повествование, которое говорит нам о необходимости соблюдения заповедей для того, чтобы достигать блаженства, как в настоящей жизни по мере возможности, потому что в полноте такое блаженство открывается только в жизни будущего века. Но для того, чтобы достигать вечной жизни, необходимо соблюдать заповеди, соблюдать святую волю Божию, которая как раз и заключается в том, чтобы каждый человек, исполняя волю Божию, стремился исполнить те заповеди, те заветы, которые оставил нам Сам Господь, чтобы мы, исполняя их, нравственно совершенствовались. Это не просто какие-то предписания, не имеющие отношения к нравственной жизни человека, наоборот, заповеди — это те повеления, осуществляя которые, мы достигаем нравственного совершенства. И мы знаем, что в этом отношении нам необходимо соблюдать и заповеди ветхозаветные, потому что эти заповеди дал Сам Господь через пророка Моисея. Господь сегодня напомнил нам, давая наставления этому знатному человеку, что и нам надлежит соблюдать эти заповеди, потому что это вечный закон. Но этот человек, который вопрошал Господа и который огорчился, когда услышал наставление о необходимости продать свое имение, раздать его нищим, хотя и говорил о том, что он соблюдал заповеди, о которых напомнил ему Господь, но, видимо, соблюдал недостаточно так, как нужно было исполнять, потому что важно не только совершать какие-то внешние поступки добродетельные, но требуется исполнять их с соответствующим душевным расположением.

Святой Василий Великий говорит о том, что человек может совершать исполнение воли Божией, заповедей Господних по разным побуждениям: из-за страха наказания, из желания получить награду за исполнение заповедей или же по побуждениям любви. Таким образом, три состояния или побуждения человека, которыми может руководствоваться каждый в своей жизни. Но, естественно, что исполнение заповедей по страху — это низшая ступень. Это состояние святой Василий Великий называет рабским состоянием. Раб боится господина, боится наказания за нарушение приказаний, поэтому и старается, с одной стороны, не нарушать, а с другой стороны, исполнять повеление. Второе состояние — это наемничество, потому что наемник ожидает награды за исполнение заповедей, он не заботится о том, какие у него внутренние расположения, но он знает, что если он это исполнит, то получит соответствующую награду. Поэтому Василий Великий называет это состояние наемничеством. Третье состояние — это состояние сыновства, потому что сын по любви к своему отцу исполняет повеления. Любовь — это то, что должно всегда быть поставлено в основу поведения человека, потому что и Сам Господь сказал, что любовь — это та добродетель, на которой утверждается и закон и пророки. И, действительно, это основная заповедь, которая, хотя и была провозглашена ещё в Ветхом Завете, но во всей полноте смысл и значение этой заповеди раскрыл Сам Господь, потому что Он проявил жертвенную любовь. Как говорит Сам Господь: «Так возлюбил Бог мир, что послал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Благодаря этой жертвенной любви Господь совершил искупление всего рода человеческого, и, поэтому, вот это третье состояние, состояние сыновства, когда человек только по побуждению любви совершает добрые дела, является именно таким, которое требуется от истинно верующего во Христа.

Святой Василий Великий говорит, что добродетель, которая совершается по принуждению, не может считаться добродетелью. Добродетель — это состояние свободного произволения человека, т. е. свободная воля человека побуждает его к тому, чтобы он совершал те или иные добрые дела. При этом святитель Василий Великий говорит ещё о том, что, когда мы говорим о необходимости исполнять добродетели по побуждениям любви, то должны стремиться к тому, чтобы исполнять все добродетели. Если человек болен многими болезнями и смог избавиться от этих болезней кроме одной, то ему мало пользы, потому что эта оставшаяся болезнь, этот недуг может привести человека к смерти. Поэтому, если человек все добродетели исполнил, а одну из добродетелей не выполнил, то (поскольку добродетель является противоположностью соответствующему пороку) тот порок, который противоположен добродетели, овладевает человеком. И поэтому человек, в конце концов, может совершить падение, а не восхождение по пути нравственного совершенствования.

Вот почему, дорогие братия и сестры, внимая тому, что говорится в Евангелии, как наставляют нас святые отцы относительно того, как мы должны жить, как поступать, мы должны стремиться к тому, чтобы действительно восходить по нравственной лестнице совершенствования, не останавливаться на совершении и исполнении добродетелей по страху или же в надежде на вознаграждение, а только по искреннему чувству любви, потому что любовь — это то совершенное состояние, к которому призывает нас Господь, а святые отцы говорят нам о том, что любовь — это вершина добродетелей, это венец добродетелей. И святой апостол Павел тоже говорит, что вера и надежда прекратятся в жизни будущего века, а любовь никогда не перестанет, потому что это то, что переходит и в жизнь вечную. Вот поэтому, дорогие братия и сестры, будем стремиться к тому, чтобы стяжать подлинную, истинную, жертвенную любовь и тогда Господь поможет нам осуществлять наше призвание. Конечно, исполнение заповедей — дело трудное, и нелегок путь ко спасению. Но ведь Сам Господь, на недоумение окружавших Его людей: «Кто может спастись?», сказал, что для человека это невозможно, а для Бога всё возможно. Если Господь дает нам заповеди, то Он нам дарует и Божественную Благодать, которая помогает нам исполнять Божие повеление. Будем же стремиться искренне к тому, чтобы при помощи этой Божественной силы, вооружаясь против пороков, прилагать усилия к стяжанию добродетелей. И Господь по безмерной благости Своей сподобит нас неизреченных благ, уготованных любящим Его.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
15 декабря 2013 г.
Оставить комментарий

Добавить комментарий