Проповедь в 4-ю Неделю Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вера имеет важнейшее значение в жизни каждого человека. Даже в нашей повседневной жизни вера, в широком смысле этого слова, является весьма необходимой. Без веры человек не может прожить, и об этом очень убедительно говорит святитель Кирилл Иерусалимский. Он говорит, что земледелец не сеял бы семена на своей ниве, если бы не имел веры и надежды на то, что он получит ожидаемый урожай. Мореплаватель не предпринимал бы продолжительного и весьма опасного плавания по бурному морю, если бы не верил и не надеялся бы на то, что возвратится цел и невредим и приобретет то, за чем он устремлялся в далёкие заморские страны.

В нашей повседневной жизни, дорогие братья и сестры, мы тоже очень многое воспринимаем на веру, доверяя аторитетам человеческим. В самом деле, мы знаем о том, что многие ученые занимаются исследованием окружающего мира и доставляют сведениям нам относительно того, чего они достигли. Мы не проверяем того, что они сделали, а воспринимаем на веру то, что они нам говорят, хотя мы знаем, что самые многоученые мужи могли ошибаться и, действительно, ошибались. Тем не менее, мы не смущаемся этим, а доверяем этим авторитетам, потому что если бы мы не делали этого, то мы бы сами себя исключили из широкого моря знаний, которые мы почерпаем отовсюду.

Тем более вера в религиозном смысле имеет важное значение в жизни человека, потому что эта вера касается духовной жизни, вопросов и предметов, которые имеют отношение к вечной истине, к таким предметам, которые невидимы и непостижимы для человеческого разума. И здесь, конечно, требуется большая сила веры. В данном случае мы доверяем Высочайшему авторитету, Богу крепкому и всемогущему, Богу всеведущему, Который в мироздании открывается как Творец, в Священном Писании Ветхого Завета открывается нам как Промыслитель, в Священном Писании Нового Завета — как Спаситель и как Мздовоздоятель, Который говорил в громе и молнии через пророка Моисея, Который возвещал Свою волю о домостроительстве спасения рода человеческого через многих других ветхозаветных пророков, а затем «возглаголал», как говорится в Священном Писании, и в Самом Сыне Своем Господе нашем Иисусе Христе. И, таким образом, за нашей верой прочное и крепкое основание, потому что здесь мы доверяем не человеческим аторитетам, которые могут заблуждаться, а Богу Истинному, Богу Крепкому, Богу Всемогущему. Вера является основанием нашей жизни, как настоящей (временной), так и будущей.

Именно о такой вере, вере в религиозном смысле этого слова, мы слышали сегодня краткое повествование в том евангельском чтении, которое читалось за Божественной Литургией. Евангелист Марк в 9-й главе своего Евангелия повествует нам об одном из чудесных событий, об одном из тех чудес, которое совершил Господь. Евангелист Марк говорит о том, что ко Господу подошёл один человек с сыном своим и стал просить Господа, чтобы Он избавил сына, потому что тот очень страждет одержимый духом злым. Он бросается на землю, цепенеет, испускает пену, скрежещет зубами и тяжко страдает, а вместе с ним, конечно, страдает и отец, когда видит вот такие мучения своего сына. Он говорит, что обращался к ученикам Господа, но ученики не помогли ему, поэтому он обращается к Спасителю и говорит, если можешь, помоги нам, потому что сын мой тяжко страдает. Господь спросил его о том, как много лет продолжается это страдание его сына. А тот ответил, что с детского возраста. И Господь возложил руки на страдающего и запретил нечистому духу, который был в этом отроке. Сын этого отца вострепетал, бросился на землю, дух бросил его так сильно, что он оцепенел, и все думали, что этот отрок умер. Но Господь взял его за руку, поднял, и он стал совершенно здоровым.

Перед тем, как Господь совершал это чудесное событие, Он, обращаяся к отцу несчастного отрока, спросил его, может ли он сколько-нибудь веровать, потому что всё возможно верующему. А отец отрока воскликнул: «Верую, Господи! помоги моему неверию». Странными кажутся эти слова, но они объясняются тем, что сомнение закралось в душу этого человека, потому что он обращался к ученикам, а они не помогли ему. Но жива была его вера, почему он и обращался ко Господу, и поэтому Гоподь ему сказал, что всё возможно верующему, т. е. Господь видел, что в этом человеке не утрачена вера, хотя сомнения закрались. Но он продолжает верить и поэтому обратился ко Господу, и Господь внял его просьбе и исцелил его сына.

Вот, дорогие братья и сестры, что говорит нам Евангелие относительно значения веры в жизни конкретного человека, как и в жизни каждого, кто приближается ко Господу с теми или иными прошениями, с теми или иными воздыханиями своей души, своего сердца.

О вере в религиозном смысле очень часто говорится в Евангелии. Мы знаем, что Господь, когда исцелял болящих, избавлял от недугов тех, которые к нему обращались, говорил: «Вера твоя спасла тебя», т. е. Господь указывает на то, что даже когда Сам Господь непосредственно совершает чудеса, то требуется вера от того человека, который обращается ко Господу. А святым апостолам Он говорил, что если они будут иметь веру с горчичное зерно, то ничего невозможного не будет для них.

Вера имела очень важное значение в жизни и святых апостолов. Они, благодаря тому, что обладали такой силой веры, преодолевали всевозможные препятствия на пути своего апостольского служения. В частности, святой апостол Павел свидетельствует такими словами: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе». О чём это говорит? Это говорит о том, что апостол имел глубокую крепкую веру и надежду на помощь от Господа.

И святые угодники Божии тоже являли чудеса веры. Мы знаем что в первые века на христианство были страшные гонения, многочисленные сонмы мучеников пострадали, но, благодаря тому, что они имели глубокую веру, мужественно переносили все самые тяжкие мучения. Но и после эпохи гонения были многие и мученики, и исповедники, которые страдали за Христа, и, несмотря на то, что их мучали, преследовали, заключали в темницы, они не оставляли своей веры, потому что она была крепкой и сильной. Можно привести несколько примеров из жизни святых угодников Божиих, в частности, святой священномученник Ипатий епископ Гангрский, который жил в 4-м веке. Он был на первом Вселенском Соборе, мужественно защищал веру против еретиков, которые тоже были призваны на Собор для того, чтобы дать отчет о своих убеждениях. Еретики возненавидели епископа Ипатия и, когда он возвращался с Собора, в пустынном месте на пути настигли его и предали всевозможным мучениям. Другой пример, пример преподобного Ионна Лествичника, который в 16 лет ушёл впустыню и подвязался под руководством опытного старца. Он настолько усовершенствовался в нравственном отношении, настолько укрепил свою веру, что стал учителем многих подвижников, которые окружали его, и написал замечательное произведение под названием «Лествица», в котором раскрыл весь путь человеческой жизни, которая должна состоять в борьбе с пороками и в стяжании добродетелей. Или вот пример Германа Аляскинского, который в другом направлении трудился, он был миссионером на далёком континенте от нас. Там, подвизаясь, обратил ко Христу множество людей. Или же следующий пример: Иона, который был митрополитом Московским, а в дни юности своей, в 12 лет он стал подвизаться, укреплялся и прошёл весь путь от простого инока до архиерейского служения. Он явился истинным защитником Отечества во время Татаро-монгольского нашествия на Святую Русь. Или же ещё митрополит Иннокентий, он был в последние годы своей жизни митрополитом Московским, а до этого был просветителем Сибири и Америки, привёл ко Христу как миссионер многие тысячи людей, благодаря чему, в тех местах, где он проповедовал, и ныне процветает вера христианская. Можно привести ещё много других примеров, которые свидетельствуют о глубокой вере, вере крепкой и несомненной, которая подвигала людей на такие подвиги, казавшиеся, невозможными, невероятными для слабых человеческих сил. Но благодаря вере крепкой и помощи благодатной свыще святые угодники Божии совершали такие великие дела.

Вот, дорогие братья и сестры, то значение веры, о котором мы всегда должны помнить и стремиться к тому, чтобы стяжать в себе веру крепкую, веру несомненную, веру, которая помогала бы нам преодолевать всевозможные препятствия на нашем жизненном пути, бороться с недостатками и стяжать добродетели, исполняя заповеди Господни.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
30 марта 2014г.
Оставить комментарий

Добавить комментарий