Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с трезвением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1), так ныне говорит нам святой апостол Павел в послании Евреям, которое читалось за Божественной литургией. Что же означают эти слова великого апостола? Этими словами завершается апостольское чтение, а в начале этого чтения святой апостол Павел перечисляет многих святых, не называя их по имени, а только по деяниям их говорит о том, что они делали в Ветхом Завете.

И когда он говорит об облаке свидетелей, то имеет в виду, что это множество свидетелей в лице ветхозаветных праведников. Среди этих праведников были и родоначальники еврейского народа и пророки, и другие праведники, которые жили верою в грядущего Мессию, Спасителя всего мира. Одни из них, свято веруя, и жили праведно, передавая свою веру в грядущего Мессию своим потомкам; другие – это пророки – пророчествовали, предсказывали будущее и побуждали людей надеяться на то, что придет Спаситель и освободит всех от греха и его тяжких последствий. Эти люди не только пророчествовали о будущем, они обличали всякую неправду в людях, безнравственную жизнь, поведение, которое было всецело погружено в пороки и страсти, и, поэтому, конечно, обличаемые ненавидели обличителей, всячески их преследовали, и они вынуждены были скрываться в пустынях, пещерах, расщелинах земли. Их заключали в темницу, всячески издевались над ними, умерщвляли, но они до конца оставались верными Богу и до последнего своего издыхания проповедовали о том, что им открывал Сам Господь.

То, что говорит апостол Павел о ветхозаветных праздниках, еще в большей степени относится к тем праведникам, которые жили уже в Новом Завете, в Церкви Христовой. Это, прежде всего, и сами святые апостолы, которые проповедовали Евангелие по всему миру; это и святые мученики и исповедники, которые мужественно исповедовали свою веру, свои убеждения, свое мировоззрение перед гонителями; это и многие преподобные, которые жили вдали от мира и стремились к тому, чтобы стяжать спасение. Будучи вдали от мира, они молились и о тех, кто находятся в мирских условиях, помогая им своими молитвами. А когда к ним приходили люди из мира, они их наставляли в истинной христианской жизни.

Святые угодники Божии являются нашими наставниками, потому что они являют нам святость жизни, которой мы должны подражать. Святитель Астерий Амасиийский, который жил в 4 веке — это современник святого Иоанна Златоуста, говорит о том, что святые угодники Божии, являются учителями нашими и обличителями. Почему? А потому что святые подвижники, являя нам пример своей жизни, побуждают нас тем самым жить праведно и непорочно. А обличителями являются потому, что в свете их яркой святой жизни, обличаются даже самые малейшие пятна нашей личной жизни.

Святые являются не только учителями и обличителями нашими, но они являются также и молитвенниками, потому что они стяжали великую благодать и за святость своей жизни удостоились того, что они имеют дерзновение возносить свои молитвы о тех, кто к ним обращается, будучи, таким образом, ходатаями пред Престолом Всевышнего. Святой Иоанн евангелист, который написал Апокалипсис, в этой своей книге говорит о том, что ему представилось, что «дым фимиама» возносится с молитвами Святых пред Престолом Бога Небесного. И, таким образом, вот это свидетельство Иоанна апостола говорит нам о том, что молитвы святых действительно имеют важное значение: они покрывают наши прегрешения, и мы сподобляемся, благодаря тому, что святые молятся о нас, великих Божиих милостей.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не только молитвы непосредственно к угодникам Божиим доставляет нам радость и утешение, но даже и их святые останки являются многоцелебными, потому что даруют избавление от грехов и избавляют нас от многих болезней. Он называет места, где хранятся мощи святых угодников Божиих, «прибежищем», которое является, как говорит он, «благопотребным для всех»: для находящихся во грехе, если они прибегают к святым мощам, это «прибежище» дарует им избавление от духовных недугов, в которых они пребывают; для тех, кто благоденствует, продолжаются и становятся нерушимыми те блага, которыми они обладают; для больных это «прибежище» тоже полезно, потому что, если человек прибегает к мощам святых угодников Божиих, то сподобляется исцеления своих недугов. Но и для здравых, пребывающим в добром здравии, это является тоже «прибежищем», потому что дает возможность сохранить свое здоровье на будущее время.

Вот кого, дорогие братья и сестры, мы почитаем в этот святой день. Это святые угодники Божии, которые от века удостоились благодати Божией, угодили Богу, поэтому являются нашими ходатаями и заступниками, нашими учителями, обличителями, молитвенниками, которые даруют нам возможность, посредством их молитвы достигать тех духовных благ, которые сподобляет нас Господь по Своей милости и человеколюбию.

Будем же, дорогие братья и сестры, прославляя святых угодников Божиих, стремиться к тому, чтобы, действительно, подражать их святой жизни, в свете их яркой святой жизни рассматривать наше духовное состояние, состояние наших душ и состояние нашего поведения, нашей всей жизни, для того, чтобы мы под лучами этой немеркнущей славы святых угодников Божиих, рассматривали свою жизнь и выявляли те греховные пятна, которые мы обнаруживаем в своей душе, и искореняли их.

Действительно, дорогие братья и сестры, это великая радость, это великая благодать, это великое дарование Божие, что мы имеем возможность обращаться к сонму святых угодников Божиих, этому «облаку свидетелей», как говорит святой апостол Павел, потому что все они вместе и каждый в отдельности имеют великое дерзновение ко Господу представлять наши недостойные молитвы, чтобы и мы удостаивались неизреченных милостей от Господа и Спасителя нашего, Которому слава и честь вовеки веков.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
15 июня 2014г.

Оставить комментарий

Добавить комментарий