Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«В сей день Господень возрадуйтеся люди! Всемирная радость днесь возсия!» — этими и многими другими песнопениями ныне Святая Церковь прославляет великое историческое и священное событие, посвященное воспоминанию Рождества Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии.

В Священном Писании ничего не сказано об этом событии, но священное предание передает нам многие сведения, которые были связаны с этим преславным событием. Святые праведные Иоаким и Анна, родители Преблагословенной Девы Марии, дожили до преклонных лет, и у них не было детей. Они постоянно молились Богу о том, чтобы Господь даровал им чадо. В Ветхом Завете все стремились к тому, чтобы в их семье были дети. Это связано с тем обетованием, которое дано было богоизбранному народу — обетование о том, что из их рода и племени придет тот, кто должен избавить весь род человеческий от тяготеющего бремени греха. Поэтому каждая чета стремилась к тому,чтобы в ее семье были дети. А у кого не было детей, те клеймились позором. Ибо считалось, что Господь не благоволит к таким людям, у которых нет детей. Думали, что на них лежит какое-то неведомое проклятие, потому что они, как бы, вычеркнуты из книги тех, кто должен быть в родословной книге Спасителя. И поэтому, конечно, Рождение Преблагословенной Девы Марии для благочестивой четы праведных Иоакима и Анны было великой радостью, так же, как и радостью для их родных и близких. И Святая Церковь ныне в кондаке говорит о том, что праведные Иоаким и Анна избавились от поношения безчадства, т.е. от того пренебрежительного отношения, которое было связанно именно с тем, что у них долгое время не было ребенка в семье.

Но со временем, конечно, это событие воспринималось более широким кругом людей, которые понимали, что с Рождения Преблагословенной Девы Марии начинается новая история, священная история домостроительства спасения рода человеческого, поэтому и в тропаре нынешнего праздника говорится о том, что возсияла радость, потому что явился от Девы Марии Христос Спаситель наш. И это действительно стало всемирной радостью.

Само событие имеет важнейшее значение в истории жизни человечества, а в истории и жизни Церкви — это имеет еще более важное значение, потому что праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы в начале церковного богослужебного года — он начинает церковные праздники в богослужебном круге. И, таким образом, подчеркивает смысл, значение и важность этого события, не только в жизни церкви, но и в жизни всего мира. И поэтому Святая Церковь призывает в этот день к тому, чтобы радоваться и веселиться, торжествовать, осознавать, конечно, смысл, значение и величие этого события в истории домостроительства нашего спасения.

Из Священного Предания мы знаем о том, что Преблагословенная Дева Мария особым образом уготовлялась, чтобы стать пречистым Храмом Спаса нашего Иисуса Христа. И, конечно, все это имеет важное значение и для нас, потому что и мы должны быть сосудами благоуханными, потому что и мы тоже должны уготовлять место для жилища в нас самих Господа и Спасителя нашего. Преблагословенная Дева Мария являет нам пример того, как мы должны это делать, а Святая Церковь побуждает нас постоянно к тому, чтобы мы очищали свои души и сердца и, действительно, делались достойным жилищем для того, чтобы Господь вошел к нам и жил с нами.

Священное Писание нам говорит о том, что Господь невидимо стучит в двери сердца людей для того, чтобы каждый человек открыл свое сердце и был способен к восприятию Божественной благодати, идущей от Самого Господа и Спасителя нашего. Поэтому, внимая тому, что говорит Священное предание о жизни Божией Матери, будем стремиться к тому, чтобы и самим уготовлять свои души и сердца для того, чтобы они были достойным вместилищем Господа и Спасителя нашего.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

21 сентября 2014г.

Оставить комментарий

Добавить комментарий