Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице (12.10.2014)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними!» — это золотое правило мы неоднократно слышали, а сегодня Святая Церковь через Евангелие от Луки снова и снова напоминает нам его, для того, чтобы мы повседневно в своей жизни неизменно руководствовались этим повелением Господа.

Господь прямо указывает нам на то, что необходимо руководствоваться этим правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними!». Конечно, дорогие братья и сестры, мы хотим, чтобы окружающие нас люди и, в особенности, самые близкие, родные относились к нам надлежащим образом: добросердечно, с благорасположением. Если мы внимаем, что нам говорит Господь, то мы, прежде всего,должны относиться таким же благоприятным образом по отношению к окружающим нас людям. Мы должны их упреждать в таком добром благорасположении: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними!» Мы только хотим, чтобы окружающие нас люди с добром относились к нам, но, прежде всего, мы должны проявлять доброту, чистоту, благосердечие по отношению к тем людям, с которыми соприкасаемся в нашей повседневной жизни — таково это правило.

Далее Господь разъясняет смысл и значение этой заповеди, указывает на то, что мы должны учитывать некоторые моменты, связанные с исполнением этого золотого правила: «если вы любите любящих вас, то какая вам благодарность, потому что и грешники любят любящих их», то есть, когда человек отвечает на любовь, то это естественно и поэтому тут никакой заслуги нет. Человек не проявляет инициативы личной, своего внутреннего порыва, стремления делать прежде всего добро, а потом уже ожидать, а может даже и не ожидать добра со стороны окружающих нас людей. Далее Господь говорит: «Если вы благотворите благотворящим вас, то какая вам благодарность — ведь и грешники так поступают». И, действительно, это тоже естественно: если человек получает благотворение, то естественно отвечает на такое доброе отношение тех людей, которые окружают нас и которые сами упреждают нас в своих добрых делах по отношению к нам. И Господь говорит о смысле и значении этого требования, выделяя Своих последователей тем, что христиане, верующие во Христа, должны быть выше тех, кто любящих любит и благотворящим благотворит. Он говорит, что нужно и ненавидящих тоже любить и врагов любить, потому что в этом заключается смысл и значение заповеди.
Конечно, дорогие братья и сестры, человеку невозможно сразу взойти на верх совершенства, поэтому требуется постепенное восхождение, постепенное воспитание своего сердца в любви,доброте, отзывчивости по отношению к окружающим людям, чтобы потом взойти на ту ступень, на которую призывает нас Господь, потому что Сам Господь проявил неизреченную Свою Божественную любовь по отношению к тем, кто Его преследовал, кто ненавидел Его, кто предал Его на беззаконный суд, кто предал Его крестной смерти, Господь говорил: «Прости им ибо не знают , что творят». И, таким образом, Он проявил такую неизреченную любовь и явил Свою милость, как сказано, «и к неблагодарным». Потому что Господь милует всех. Естественно, если человек от своей злобы, от своей вражды обращается на верный путь, то он и получает благодеяния Божии, неизреченную Божественную любовь, получает и прощение, и благословение, и помощь на своем жизненном пути.

Святитель Тихон Задонский, рассуждая о смысле и значении заповедей, которые дал Господь, которые нам Святая Церковь ныне напоминает нам через Святое Евангелие о том, что мы должны благотворить не только благотворящим и любить любящих нас, но и ненавидящих нас благословлять и благотворить им. И святитель Тихон говорит о том, что, конечно, нужно постепенно воспитывать себя для того, чтобы быть способным любить врагов. А как это сделать? А пример простой, — говорит святитель Тихон Задонский: «вот дети, когда начинают обучаться грамоте, сначала звуки произносят, потом слоги, потом слова, а потом предложения, а потом уже могут и самостоятельно мыслить — всё это делается постепенно. Точно также христиане, прежде всего, должны научиться воздавать добром за добро, конечно это лёгкая задача для каждого человека — это естественно отвечать человеку добром за добро. Затем, говорит святитель Тихон, «нужно научиться не воздавать злом за зло — это вторая ступень, а затем нужно научиться добром воздавать за зло» и, таким образом, исполнить заповедь о том, что нужно любить ненавидящих и благотворить им.

И святой апостол Павел, как мы слышали, в своем послании сегодня говорит нам о том, что мы не должны ждать, что люди будут нам благотворить, а нужно стремиться к тому, чтобы добро творить окружающим нас людям, быть богатыми «на всякое доброе дело» (2 Кор. 9,8). И, таким образом, внимая словам Самого Господа, наставлениям святого апостола Павла, назиданиям святителя Тихона Задонского, будем стремиться к тому, чтобы ревностнейшим образом исполнять то золотое правило, которое предлагает нам Господь, чтобы мы имели возможность, как говорит святитель Тихон Задонский, по лестнице восходить постепенно. Будем стремиться к тому, чтобы, действительно, то правило, которое мы слышали сегодня, которое изъясняет нам Тихон Задонский, было неизменным правилом нашей жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
12 октября 2014г.

Оставить комментарий

Добавить комментарий