Проповедь в неделю 4-ю по Пятидесятнице.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим.6:22)

Так ныне говорит святой апостол Павел через свое послание к Римлянам, которое мы слышали за Божественной Литургией. И как отрадно нам, дорогие братья и сестры, слышать это утверждение, это свидетельство о том, что человек, обращаясь ко Христу, живя добродетельной жизнью, освящается и имеет надежду на жизнь вечную.
Святой апостол Павел в своем послании к Римлянам говорит о прежней жизни римских христиан, когда те были еще язычниками: они тогда были рабами греха, жили во грехе и погрязали в пороках, и поэтому после того, как они приняли крещение и учение Христово, их жизнь коренным образом преобразилась.

В этом послании святой апостол Павел противопоставляет жизнь христианскую жизни языческой, и указывает на неизмеримую высоту христианской жизни по сравнению с жизнью языческой, потому что человек в язычестве постоянно пребывал в пороках, он находился во власти греха, он был служителем неправды, в то время как, став уже верующим во Христа, стал служителем правды, он стал рабом Богу.

В этом своем послании святой апостол Павел говорит об истинном рабстве и об истинной свободе. Человек, когда бывает во власти греха, поступает по своей собственной злой воле, которая извращена грехом. Поэтому человек не всегда ощущает пагубность того состояния, в котором он находится. А когда он становится рабом Богу, рабом праведности, тогда он освобождается от греха и делает только то, что Богу угодно. И, таким образом, святой апостол Павел, наставляя христиан римских, в то же время обращает это свое слово и ко всем нам, ко всем христианам, потому что то, что сказал святой апостол Павел, Святая Церковь приняла, как Боговдохновенное учение, которое раскрывает сущность учения Христова, которому мы должны следовать на всех путях нашей жизни, для того, чтобы освящаться добрыми делами и иметь надежду на жизнь вечную.

Человек, который живет во власти греха, находится на опасном пути. Святой апостол Павел, когда говорит о рабстве греху, то имеет ввиду, что, если человек идет этим путем, то это путь к смерти, к аду, к вечным мучениям. А второй путь – это путь жизни, который ведет к вечной жизни, потому что человек, который живет, именно, по заповедям Господним, имеет и жизнь, соответствующую достоинству человека, что приводит его постепенно, через стяжание добродетелями, к жизни вечной. Задатки вечной жизни начинаются еще в условиях земного бытия. Человек приобщается к этой вечной жизни в той мере, насколько это возможно в условиях, в которых живет человек в этой жизни, но она раскрывается во всей полноте, только в жизни будущего века.

Святой апостол Павел говорит относительно того, что «Царствие Божие – это не пища и питие, а правда и мир и радость во Святом Духе». Если человек достигает в какой-то степени правды, мира душевного, благодатного мира и радости о Святом Духе, то он приобщается к Царствию Божиему, к вечной жизни. Об этом говорит святой апостол Павел в других своих посланиях, но то, что в совокупности содержится в его учении, это раскрывает значение того, что говорил Сам Господь, а, именно, что «всякий верующий в Него имеет жизнь вечную».

Святой апостол Павел таким образом наставляет через послание к Римлянам всех нас в том, чтобы мы шли путем праведности, чтобы мы, подражая Римлянам, совершенно отреклись от того, что касается жизни прежней, греховной. Ведь Римляне, когда решили стать христианами, отсекли все то, что было в прошлом. Поэтому святой апостол Павел с радостью отмечает, что Римляне не только приняли его учение, но и стремились к тому, чтобы исполнять его, свидетеством чего является их добродетельная жизнь, совершенно противоположная от прежнему греховному образу жизни. Поэтому святой апостол Павел говорит, что они имеют жизнь вечную, ибо конец, т.е. завершение этой добродетельной жизни – это жизнь вечная, жизнь блаженная с Господом и со всеми святыми благоугодившими Ему.

Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны стремиться к тому, чтобы, подражая римским христианам, тоже жить добродетельной жизнью. Они отказались от прошлого, а мы всегда ли отказываемся от своей греховной жизни? Они отказались от греховной жизни, встали на путь правды, стали служителями правды, служителями добродетели, служителями Богу, рабами Богу, т.е. преданными воле Божией, и не отступали уже от этого никогда. А мы, к сожалению далеко не всегда идем тем путем, на который встали после крещения. В крещении мы приобщились благодати, которая помогает нам жить во Христе и со Христом, а мы часто отступаем от Господа. Сам Господь сказал нам, что «кто берется за орало и оглядывается назад – неблагонадежен», он не может достичь Царства Божьего, потому что он колеблется, он не проявляет должной ревности. А святой апостол Павел указывает на то, что нужно быть не только добродетельным, но и ревностно совершать свой земной путь, совершать свой путь в постоянном стяжании добродетели, которые приводят к святости. Без добродетели не может быть святости. Человеку дается благодать для того, чтобы он развивал свои природные способности и, при помощи Божественной силы, стремился к тому, чтобы осуществлять свое призвание надлежащим образом в послушании воле Божией.

Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны стремиться к тому, чтобы в соответствии с тем, что говорит святой апостол Павел, не быть рабами греха, но быть рабами праведности, быть верными и ревностными служителями Божиими, исполняющими Его святую волю, чего да сподобит нас Сам Господь по своей благодати и человеколюбию.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
6 июля 2014г.

Оставить комментарий

Добавить комментарий