Проповедь в неделю Крестопоклонную.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В нынешний воскресный день, который именуется Крестопоклонной неделей, мы снова и снова обращаемся ко Кресту Господню, на котором Господь был распят «нас ради человек и нашего ради спасения». На Кресте совершено дело спасения всего рода человеческого. К Кресту обращаемся мы постоянно, потому что Крест является и орудием нашего спасения, и знамением спасения всех людей. Святая Церковь, прославляя Крест Господень, свидетельствует нам о том, что Крест — это и красота Церкви, и утверждение всей вселенной. Поэтому Крестом мы венчаем купола наших храмов. Крест является предметом нашего почитания и поклонения, потому что на Кресте совершено спасение наше, Крестом подается великая Божественная благодать.

Только что мы совершили молебное пение связанное с освящением воды. Вода освящается осенением и погружением в воду Креста Господня, потому что таким образом освящается естество вод.

Крест, до распятия Господа на нем, был предметом осуждения и казни. А после того, как Господь распростёр Свои Пречистые руки на Кресте, Крест стал орудием спасения. Святая Церковь, прославляя Крест Господень, указывает нам на то, что мы постоянно должны помнить о страданиях Господа. Тот животворящий Крест, на котором распят был Господь, является орудием нашего спасения, а многочисленные изображения Креста являются символом и знамением того, что совершил Господь и постоянным напоминанием нам о том, что Господь «нас ради человек и нашего ради спасения» совершил Свой крестный подвиг и таким образом даровал нам спасение, открыл обильные потоки благодати, к которым мы можем обращаться постоянно, освобождаясь от тлетворной привязанности к греху.

В одном из церковных песнопений говорится, что Господь на Кресте растерзал Адамов грех и наши собственные согрешения. Это не только образное выражение, это свидетельство того, что действительно через страдания крестные Господа и Спасителя нашего совершилось освобождение нас от тирании диавола и от власти греха.

Святая Церковь в песнопениях, которые воспевалист вчера, говорит нам о том, что Крест является древом жизни, древом нетления, этим самым противопоставляет Крест Господень тому древу, которое было в Раю, от которого вкусили плодов запретных наши прародители, и то древо познания добра и зла стало древом смерти, потому что Адам и Ева были изгнаны из Рая и лишись теснейшего непосредственного общения с Господом, источником истинной жизни. Через то древо наши прародители, вкусив запретного плода, подверглись тлению и смерти, а Крест, как живоносное древо, как древо жизни и нетления, возвращает нам то, что было потеряно нашими прародителями и то, что мы часто сами теряем из-за того, что, хотя Господь растерзал узы греха и разорвал рукописание наших грехов, мы снова и снова нашей греховной жизнью пишем в летописи нашей жизни грехи, которые приводят к смерти, не только к болезням духовным и телесным, но и подвергает человека духовной смерти. Вот почему, дорогие братья и сестры, вспоминая о том, что сказано в Священном Писании и богослужебных текстах относительно значения Креста Господня, будем стремиться к тому, чтобы, почитая Крест Господень, всегда себя истово осеняя крестным знамением, стремиться всегда пользоваться силой Крестной во всех обстоятельствах нашей жизни. А для того, чтобы сила Креста Господня всегда пребывала с нами, нам необходимо не только помнить об этом, о том, что Господь совершил дело спасения на Кресте, не только благодарить Господа за Его неизреченную жертвенную любовь, но и стремиться к тому, чтобы, как говорит святой апостол Павел, иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе, то есть проявлять смирение и послушание воле Бога Отца Небесного. И кроме того, как свидетельствует нам евангелист Марк, приводя слова Самого Господа «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вот то, что ныне повелевает нам Господь Мы должны подражать Господу в Его крестных страданиях по силе возможности. Господь никогда не налагает на человека испытания больше, чем он может понести. В чем же состоит повеление Господа взять крест свой и следовать за Ним? Оно состоит в том, что Господь не повелевает, а призывает идти за Ним. И если человек будет идти по этому призыву добровольно и исполнять волю Божию, то он достигнет многого. Ведь Господь говорит сегодня о том, что кто хочет сохранить свою душу, но не исполняет заповеди Господни, тот не может надеяться на Божию милость, потому что даже если он приобретёт весь мир, но не будет исполнять заповеди, то не принесёт ему это пользы, потому что нужно исполнять святую волю Господню.

Господь говорит, что если кто хочет идти за Ним, должен взять крест свой. В чём же состоит крест этот? Крест каждого — это его жизненный путь во всей целостности, все те испытания, которые встречаются на жизненном пути. Господь сказал: «претерпевший до конца спасен будет». И так, дорогие братья и сестры, не хватает нам терпения и смирения в несении своего собственного креста, который выпадает на нашу долю. Господь испытывает нас и вразумляет нас всевозможными испытаниями, но мы не всегда внимаем этому, замыкаемся в своих размышлениях относительно того, что постигло нас, забывая о том, что нужно в таких обстоятельствах обращаться к Господу и просить Его небесной помощи.

Но крест наш состоит не только в том, чтобы нести те испытания, которые встречаются в нашей жизни, но и тяготы друг друга носить. Святой апостол Павел прямо так и говорит: «Тяготы друг друга носите и тако исполните закон Христов». Так что закон Христов заключается не только в том, чтобы нам нести свой собственный крест, но и другим, более немощным, более слабым, тоже помогать нести свой жизненный крест, утешая и помогая и словом, и делом тому человеку, который немощен, который не может сам справиться со всеми отрицательными обстоятельствами своей собственной жизни.

Нам надлежит следовать за Господом, а следовать за Господом — это знать и исполненять Его заповеди. И таким образом несение креста должно быть связано с исполнение Божественной воли. В этом и заключается долг каждого верующего. Будем же, дорогие братья и сестры, внимая тому, что нам ныне говорит Сам Господь через евангелиста Своего Марка, стремиться к тому, чтобы достойно нести свой крест и соблюдать святые заповеди, исполняя волю Божию во всех обстоятельствах нашей жизни.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
23 марта 2014г.
Оставить комментарий

Добавить комментарий