Проповедь в Неделю сыропустную.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Милостиве, помилуй мя, падшаго». Эти слова, дорогие братья и сестры, мы слышали вчера во время всенощного бдения, слышали и сегодня такое молитвенное обращение ко Господу. Святая Церковь ныне вспоминает грехопадение наших прародителей Адама и Евы. В связи с этим воспоминанием воспеваются эти слова, с одной стороны, от имени падших прародителей, или Адама конкретно, когда он сидел напротив врат Рая и сожалея о том, что он совершил вместе своею женою. Он обращался ко Господу с этим покаянным воплем: «Милостиве, помилуй мя, падшаго». И вот это песнопение, это молитвенное обращение ко Господу и мы тоже должны повторять, потому что мы, как говорит апостол Павел, в Адаме согрешили. В нём согрешили, в чём? Через Адама пришёл в мир грех, а со грехом и все тяжкие его последствия. Но не только по этому мы должны обращаться к Богу, что мы являемся наследниками греха по вине Адама и Евы, но и потому, что мы сами согрешаем не меньше, чем наши прародители, несмотря на то, что имеем всё необходимое для того, чтобы жить благочестиво. Вот поэтому и мы должны тоже эти слова произносить: «Милостиве, помилуй мя, падшаго», не только вместе с Адамом, но и потому что мы сами должны осознавать свои собственные грехи, свои грехопадения, нарушения заповедей Господних.

Священное Писание, в частности, первая книга Библии, книга Бытие повествует нам о том, как произошло грехопадение наших прародителей. Господь заповедал им не вкушать от древа познания добра и зла, потому что это грозит им смертью. Но враг рода человеческого внушил первым людям, что это не так, что Господь дал эту заповедь не для того, чтобы предупредить их о тяжких последствиях, а потому, что если они вкусят запретный плод, то будут как Боги. И вот это свидетельство врага рода человеческого поколебало души и сердца и сознание наших прародителей, и они вкусили от этого запретного плода, надеясь, что они, действительно, станут как боги без Бога. Гордость обуяла их, а гордыня — это тот грех, который ниспроверг денницу в преисподнюю, поэтому он, завидуя блаженству первых людей, внушил им такую пагубную мысль. И это горделивое самовозвышение отчуждило человека от Бога, и в самой природе человеческой произошли коренные изменения. Гордыня побудила человека обособиться от Бога, жестоколюбие, эгоизм, сластолюбие и многие другие стремления человека покрыли все те добрые стремления, которые были у него первоначально. И поэтому человек, отчуждившись от Бога своими грехами, был изгнан из Рая, как недостойный того, чтобы лицезреть Бога, чего он был удостоин до своего грехопадения. И через Адама грех первородный влился в жизнь человеческую, а со грехом пришли лишения, страдания, смерть и тление.

Таким образом, и мы оказались в плачевной юдоли греховной, но Господь, по Своей милости, искупил нас Своею причистою кровью и даровал нам возможность спасения, благодаря тому, что Он изливает на нас потоки Божественной благодати в Своих святых таинствах. Но, тем не менее, мы, даже имея такие благодатные средства, тоже отчуждаемся от Бога своими грехами. Мы сами себя отделяем от Бога. Поэтому когда совершается исповедь, там есть такие слова, что мы просим Господа примирить нас и соединить с Церковью. Почему мы просим об этом? Да потому, что, согрешая, мы отделяемся от Церкви. А если мы отделяемся от Церкви, то отделяемся и от Самого Господа, потому что, как говорит святой Киприан Карфагенский: «Кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец». И вот таким образом согрешая, сами себя удаляем от Бога, а удаляясь от Бога, мы лишаемся источника жизни и Божественной благодати. Господь сказал: «Я — лоза, а вы — ветви». И вот мы можем творить добрые дела только тогда, когда находимся привитыми к этой живоносной, животворящей, благодатной Лозе. А если мы согрешаем, то мы прерываем тот поток благодати и жизни, который исходит от этой Божественной Лозы. И таким образом мы уподобляемся тем плодовым деревьям, на которых прорастают дикие ветви. Это знают те, кто занимается садоводством. Это такие ветви, которые называются волчками. Это дикая поросоль, которая увеличивается и растёт быстро, потому что забирает все соки от того дерева, на котором находится. А вот привитые ветви от этого страдают, потому что дикие поросли не дают ни цветов, ни плодов приносить. Вот и мы тоже уподобляемся таким деревьям, на которых произрастает дикая поросль, поросль греха, которая заглушает наше сознание, которая ослепляет нас гордыней и прочими страстями и пороками. Мы часто не видим, куда мы идем, что мы делаем, как мы поступаем, потому что греховное ослепление настолько бывает сильным, что мы не осознаем своих грехов, а если и осознаем и каемся, то снова согрешаем, снова и снова поступаем так же как и наши древние прародители, которые были изгнаны из Рая за нарушение единственной заповеди. И поэтому, дорогие братья и сестры, когда Святая Церковь призывает нас воспоминать грехопадение прародителей, мы должны стремиться к тому, чтобы вместо гордости облечься в спасительное смиренномудрие, вместо сластолюбия заняться воздержанием, вместо себялюбия и славолюбия водворить в свои сердца и в свою жизнь спасительную любовь, любовь к Богу и ближнему. И вот таким образом мы должны противостоять тем греховным побуждениям, которые возникают в нашей душе, которые не дают нам возможности приносить соответствующие плоды добродетелей.

Святые Отцы называют Великий пост Святой Четырехдесятницы духовной весной. Известно, что весной садовники обрезают деревья, обрезают не только дикие ветви, но и те ветви, которые не приносят плода. Мы должны уподобиться этим садовникам и стать садовниками собственного древа жизни, из которого мы должны изсечь дикие поросли греха и всё то, что мешает нашим добрым делам, стяжанию христианских добродетелей. Только в таком случае мы можем надеяться на то, что Господь дарует нам силы и возможности надлежащим образом совершать наш жизненный путь.

Святая Церковь, воспоминая сегодня грехопадение наших прародителей, наставляет нас и Евангелием, и апостольским чтением в том, что мы должны делать накануне поста этого великого поприща Святой Четыредесятницы для того, чтобы обновиться духом, чтобы очистить свои души и сердца от запинающего нас греха, стремиться к тому, чтобы стяжать соответствующие добродетели. И вот накануне вступления в пост Святой Четыредесятницы Святая Церковь оглашает наш слух и внедряет в сознание ту мысль, что нам необходимо простить друг друга. Взаимное прощение друг друга — это одно из важнейших условий к тому, чтобы мы надлежащим образом провели поприще поста. Мы, ведь, каждый день, произнося молитву Господню, говорим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». А ныне Евангельское повествование устами Самого Господа говорит о том, что если мы согрешили и знаем, что брат имеет обиду на нас, то должны прощения попросить для того, чтобы освободить свою совесть от гнетущего сознания, от того, что мы понимаем, что мы неправильно поступаем. Но мы должны и других прощать за то, что они вольно или невольно досаждают нам. В нынешнем Евангелии Господь также говорит, что нужно поститься без лицемерия и тщеславия, нужно совершать свой пост в тайне для того, чтобы Господь, видя тайное, воздал явно. Не нужно кичиться, не нужно хвалиться тем, что мы постимся, а другие не совершают этого подвига, что мы поэтому лучше других. Эти горделивые мысли нужно совершенно отсекать.

Апостольское чтение нам говорит, что нужно совлечь дела тьмы и облечься в оружие света. Таким образом апостол Павел говорит нам, что дела тьмы — это грехи, которые мы совершаем, от них надо освободиться. А одеяние света — это христианские добродетели, к которым мы должны обращаться. Вот к этому нас призывает святой апостол Павел. В то же время он говорит, что нужно поститься, но не осуждать никого, не кичиться, не думать относительно того, что другие не постятся и не осуждать таких людей, а нужно более всего обращаться к своей душе, для того чтобы освободить её от всех греховных поползновений.

Мы должны помнить, что пост — это не только воздержание от скоромной пищи, но и умеренное употребление постной. Но и это ещё не всё, потому что пост сам по себе не является самоцелью. Он должен способствовать воспитанию нашей воли, укреплять волю в борьбе с греховными привычками,наклонностями и греховными помыслами. Вот это самое главное, чему должен способствовать пост. Если мы только на телесном воздержании останавливаемся, а от греховных мыслей не освобождаемся, то такой пост мало полезен. Может он, в какой-то степени, полезен для тела, но для души мы таким образом ничего не приобретаем. Вот потому, дорогие братья и сестры, накануне Великого поста мы должны, памятуя о том, что сотворили наши прародители, а, ещё более того, сознавая свои собственные грехопадения, свои поползновения ко греху, свои греховные мысли и стремления, будем стремиться к тому, чтобы обращаться к Господу и не только накануне Великиго поста, но и в течение Великого поста с молитвой о том, чтобы Господь отверз нам двери покаяния, дабы мы, действительно, могли покаяться, и не только покаяться, но и исправиться и удостоиться милости Божией.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков
2 марта 2014г.
Оставить комментарий

Добавить комментарий